2001 г.
Март
Вот и всё, родной! Ты от нас ушёл…. Ушёл, гак и не узнав, как сильно я тебя любила, ушёл недолюбленный, недоласканный той « железной Томкой», которой ты меня так часто называл и был прав!
« Железная Томка»… Как же я всегда гордилась этим титулом! А как же! Гордая, непреклонная, сильная и уверенная женщина, умеющая чётко разграничивать, где белое, а где- чёрное, дающая всегда трезвую оценку всему происходящему и всем окружающим…
« Железная Томка»… Какая же я была дура, замкнув в своём внутреннем мире на сто замков все свои чувства к тебе, всю свою нежность и ласку!
Сколько раз, когда я ковырялась в кипе своих бесконечных научных трудов, ты незаметно подкрадывался ко мне сзади, обнимал за плечи, нежно целовал в шею и ласково шептал на ухо: « Томочка….»
- Ай, Толик, перестань! – пыталась неуклюже пококетничать я, сбрасывая с себя твои руки. – У меня ещё куча работы, пойди лучше чайник поставь!
И ты шёл на кухню ставить чайник, а я опять ныряла с головой в работу, слепо веря в её нужность и первостепенность.
Какие могут быть телячьи нежности в сорок лет! Период « брачных игр» давно закончился, повзрослевшая дочь уже бегает на свидания к каким – то прыщавым подросткам, а в наших отношениях надёжно укрепились доверие, взаимоуважение и привычка. Думала я в такие минуты, будучи целиком уверенной в своей правоте, и снова стелила себе постель в другой комнате: а как иначе? Я устала и хочу спать..
В те редкие ночи, когда мы были вместе, наши интимные отношения скорее напоминали исполнение священного долга миссионером, чем ласки любящей женщины, но ты и этому был рад…
Ты нравился женщинам, тебя любили друзья, ценили коллеги и обожала дочь( я всегда знала, что она больше привязана к тебе, чем ко мне! ) А я тебя…. Да, по своему, любила, скорее, привыкла любить, ведь ты всегда был рядом! Только ты со своим спокойным и сдержанным характером, только ты, умеющий всё скрывать глубоко в себе, мог жить с такой миной замедленного действия, как я! Стоило кому – то на меня наступить, пусть даже, нечаянно, как тут же взрывной волной сносило всех: тебя, дочку, соседей, знакомых….
- Томка, ты нетерпима! – говорили подруги.
- Мама, нельзя быть такой категоричной и нетерпимой! – дерзила Лерка.
- Томочка, а ведь ты не права! – мягко пытался меня урезонить ты – но, как всегда, попадал под общую раздачу!
- Ты довольна только тогда, когда все на своих местах и все построены! – умничала дочка и была права!
Дочь учит уроки, муж чистит картошку, я пишу свои конспекты – вот она, семейная идиллия!
Иногда ты всё же « отрывал от семьи» свободные часы и « отпрашивался» у меня на рыбалку или на встречу с друзьями. Я давала добро, но потом обнюхивала тебя, как гаишник на дороге, пытаясь с точностью до определить, сколько грамм спиртного ты принял!
Два года назад мы были на гране развода. После моего очередного нападения на тебя с « распущенными» руками ты собрал свои вещи и ушёл к родителям, но продержался недолго! Безумная любовь к Лерке, привязанность к дому и, может быть, любовь ко мне взяли верх над обидами и оскорблениями.
После этого всё стало почти как в медовом и забытом месяце: я на время оторвалась от конспектов, переместилась в твою комнату и тихо радовалась семейному счастью. Но – тихо, оставаясь всё той же немногословной и скрытной « железной Томкой».
В ванной ещё чувствуется аромат твоей парфюмерии, аккуратно стоят помазок, крем для бритья и твой любимый лосьён… Нужно их отсюда убрать, потому что каждый раз Лерка слезами умывается, когда сюда заходит, да и вообще, они больше никому не нужны!
Ты ушёл…. А я – вдова! « Вдова, вдова, вдова…» – мне кажется, что огромная чёрная птица буровит этим страшным словом мой мозг и рвёт железными когтями моё сердце!
Нужно привыкать жить без тебя. Ради нас, ради Леры…
В то утро я проснулась с мерзким и тяжёлым чувством на душе.
- Толя, мне снился конец света….
- Да брось, Томчик, это тебе приснился конец твоего учебного года! – как всегда, ты умел тонко пошутить и успокоить.
Но конец случился этой же ночью: я проснулась от того, что услышала, как в ванной течёт вода…
- Тома, голова…. Как страшно болит голова! – выдавил ты и потерял сознание.
« Скорая» как всегда приехала « вовремя»: часа через два… За это время у тебя произошло обильное кровоизлеяние в мозг, и хирург, опустив глаза, предложил мне в письменном виде дать своё согласие на твою операцию…
На протяжении почти девяти месяцев я была совершенно « железной Томкой»: как раз тут это и было уместно. Ежедневно я бегала на работу, потом – в аптеки и по магазинам, а затем – на всенощную, к тебе в больницу…
В нашей стране страшнее всего заболеть, а не дай Бог, получить инсульт, как ты… Операция прошла неудачно, и после неё ты впал в бессознательное, полукоматозное состояние. Ты лежал безжизненным « больным в критическом состоянии» и смотрел в одну точку на потолке ясными, голубыми глазами. Хотя мне иногда казалось, что ты всё видел, слышал и понимал… Когда над тобой рыдала Лерка и причитала твоя мама, я замечала, как по твоей всегда гладковыбритой мною щеке медленно скатывалась прозрачная слеза… Ты всё чувствовал, а я боролась за твою жизнь!
Я отнесла кучу подарков врачам, взяток – медсёстрам, заказывала из – за границы дефицитные лекарства, привозила в больницу известных медицинских светил, испробовала все методы восточной медицины…. Только живи, родной! Я знаю, ты уже никогда не будешь полноценным и здоровым человеком, но я всё тебе компенсирую своей нерастраченной любовью и заботой!
Но ты не послушался – и ушёл….
Когда на похоронах дико закричала Лерочка, прикоснувшись дрожащей рукой к твоей ледяной щеке, когда упала в обморок твоя мать и зарыдали друзья, я оставалась в молчаливом, заторможенном полутрансе, не сдерживая только слёзы, градом катившиеся по моему лицу….
Как больно! А ведь правду говорят, что проще пережить физическую боль, чем душевную! Но надо жить… Пока не знаю, как. Ты знаешь Леру – она требует постоянного внимания. Для неё твоя смерть – сродни катастрофе мирового масштаба. Что с нами будет дальше? Как мне быть без тебя? К сожалению, у нас с Леркой никогда не было и не будет тех тёплых и доверительных отношений, которые только тебе удалось построить с дочерью….
Апрель
Как ты мне нехорошо и тревожно снишься целый месяц!
Тебя ТАМ что – то мучает? Почему ты приходишь таким уставшим, измученным и грустным? Знающие соседки по кладбищу говорят, что в таких случаях покойника что – то ( или кто – то) держит на этой земле, поэтому его надо отпустить, чтобы он не страдал… Подскажи, что не так? И как, скажи мне, я могу тебя отпустить, если нет ни минуты, ни секунды, чтобы я не думала о тебе!
Май
Прости, любимый, что не часто бываю на могилке. У Лерки приближается выпускной вечер плюс поступление в институт. Можешь себе представить мои проблемы: платье, экзамены, деньги… Дочь стала взбалмошной и неуравновешенной, практически неуправляемой, а на мои попытки её хоть как – то усмирить она только огрызается: « А вот папа бы меня понял!» В такие минуты мне кажется, что это я должна была быть на твоём месте! Ей нужен ты: твоё терпение, твоя выдержка, твоё понимание…
Я совсем одна. У Леры свои интересы и своя жизнь, а у меня – только ты и наше золотое прошлое, которое « железная Томка» позволила похоронить в своих принципах и конспектах. Толечка, если бы я могла всё вернуть! Я только сейчас поняла, как глупо и нелепо было мне тогда отрывать себя от семьи, от наших воскресных прогулок, куда вы ходили вдвоём с Леркой, в то время как я с вечной одержимостью и фанатичным рвением писала, читала, учила… Одним словом, делала всё, только не главное! Ненавижу свою работу и хочу уйти…
Июнь
- Тебе нужен мужик! – как – то раз обронила подруга Наталья и тут же об этом пожалела. Ты можешь себе представить, какой шквал на неё обрушился!
А когда то же самое осторожно произнесла твоя мама, я просто разревелась: сильно, горько и безнадёжно, наверное, как никогда в жизни. Ты мой единственный, первый и последний мужчина! Я или последую за тобой, или всю свою жизнь без остатка посвящу Валерии. Меня для себя больше не существует. Я есть только для вас!
Июль
Милый, почему ты мне так давно не снишься? Что – то случилось? Или может, я так замоталась от Леркиных поступлений, что валюсь без задних ног и ничего не помню?
Вчера посадила на могиле твои любимые чернобривцы, к лету они должны хорошо разрастись….
Август
Ну наконец – то! Долгожданный сон! Я стою в центре незнакомого мне белого города, вокруг снуют машины, куда – то бегут люди… Что это за город и где ты? Но я твёрдо знаю, что ты где – то рядом, именно поэтому я здесь. Я к тебе пришла! Не бойся, не на совсем – только увидеть тебя и успокоить… Ведь ты здесь один и я должна тебя найти!
А город действительно весь белый: белоснежные здания, ослепительно чистые тротуары, нереально голубое небо и яркое солнце, разбрызгивающее вокруг лучи золотого света. А люди! Какие они все красивые, молодые и счастливые! Странно…. Ни одного старика и старушки…
« Здесь остановилось время на самом лучшем периоде молодости….» – прозвучал у меня в голове чей – то голос, и я всё поняла! Я в ТОМ мире, в который никогда не верила и считала, что жизнь заканчивается смертью…
Я, как истинный прагматик и сторонник марксистско – ленинской идеологии, постоянно отбрыкивалась от Лерки, с детского возраста интересующейся вопросами НЛО, потусторонних миров и жизни после смерти.
- Иди к папе! – отправляла я её к тебе, и вы долго шептались о тех загадках бытия, о которых ты знал или догадывался.
И вот я сюда и попала… « Господи, как же тут хорошо и спокойно!» – подумала я, радуясь за тебя и за то, что в пух и в прах разбиты мои теории и убеждения о смертной жизни. Теперь – то я уже точно тебя найду, раз я здесь – то ты меня ждешь! И я стала лихорадочно смотреть по сторонам в поисках того направления, куда мне идти дальше. Но радостные и счастливые люди проплывали мимо – и меня никто не замечал!
- Здравствуйте! – прямо на меня шла рыжеволосая и зеленоглазая красавица юного возраста.
- Я……( тут девушка назвала своё имя и фамилию, которые я тут же и забыла) - Я училась в школе номер…..( опять провал!) - …… Ну вы помните, тогда о моей гибели на выпускном вечере весь город шумел! ( Не помню, но у меня – шок!)
- Так вот, если сможете, то передайте моей маме, что у меня всё отлично! – защебетала девушка, а я силилась выйти из транса.
- Вы ЕГО ищете? Так он здесь, недалеко! - как бы прочитав мои мысли, она вдруг махнула рукой в сторону дальних построек.
- А откуда ты знаешь? – удивилась я в очередной раз.
- Мы тут всё знаем! А у него всё в порядке, так что возвращайтесь к себе и не переживайте!
- Так ты знаешь, где он? – я ухватилась за девушку, как за последнюю соломинку.
- Знаю… Но вам туда не следует идти, - с каким – то состраданием она посмотрела на меня.
- Но почему? Он болен? Ему очень плохо?
- Нет, ему очень хорошо!
- Тогда что же…..- я даже не успела досказать, как внезапно появившийся темноволосый и стройный молодой человек обнял мою собеседницу за талию и увлёк за собой! В толпе растворился их задорный, весёлый смех….
« Я должна всё знать! Она мне не досказала что – то очень важное!» – решительно подумала я и тут же, как бы переместившись в пространстве, оказалась на первом этаже перед лестницей, ведущей наверх.
« Он здесь!» – я даже не сомневалась, что именно тут найду своего мужа. И вот я стою перед большой входной дверью и так же чётко знаю, что ОН – за ней! Я вижу, что дверь не заперта, и мне остаётся только взяться за ручку, повернуть её и…..
Я пытаюсь унять бешенное сердцебиение, счастье и одновременно страх перед тем, как я его увижу! Рой противоречивых мыслей закружил у меня в голове: « Какой будет наша встреча? А вдруг, тебе так плохо, что я не захочу от тебя уходить?»
И тут совершенно ясно и отчётливо я услышала голос за дверью – тот родной и незабываемый голос, который бы я узнала из тысячи других….. Ты что –то говорил: быстро, громко и весело! Как будто бы рассказывал с только тебе присущим удивительным чувством юмора кому – то смешную историю!
Я замерла в ожидании и ещё крепче взялась за ручку двери…..
И вдруг…. Нет, я не ошиблась! Вслед за твоим прозвучал другой, мне не знакомый голос, вернее, заливистый женский смех! Так могла смеяться только счастливая и влюблённая женщина!
Моя рука бессильно опустилась, и тут меня, как волной, накрыло полное опустошение…. Нет, не то слово! Не опустошение, а какая – то спокойная, твёрдая, незыблемая уверенность в том, что за ЭТОЙ дверью – твоя новая жизнь, в которой ты счастлив, молод, здоров и – не одинок! Это – твоя жизнь, а мне нет в ней места…. И не потому, что ты меня уже не любишь или забыл, а потому, что нас разделило время, пространство и тот невидимый мир, в который я никогда не верила!
Тут же всё исчезло – и я проснулась. Странное чувство: ни горечи, ни пустоты, ни, тем более, ревности я не испытывала…. Значит, это и было то самое отпущение, о котором шептались старушки на кладбище!
Я донесла таки до тебя через смерть запоздалые слова моей огромной к тебе любви – и ты их услышал! Я отпустила тебя, а одновременно – и себя тоже, тем самым открыв тебе дорогу в новую, пока что мне не доступную, жизнь, а себе раздвинула границы этого мира, целых пол – года не выходящих за пределы кладбища и грустных воспоминаний!
« Жизнь со смертью близких не останавливается, а продолжается, только уже в другом виде!» – сказал мне кто – то на твоих похоронах, и лишь теперь я вспомнила эти мудрые слова…
- Мам, о чём ты задумалась? – вывела меня из оцепенения заспанная Лерка, войдя в мою комнату.
- Кстати, мне сегодня папа приснился…. – осторожно, как всегда, боясь меня поранить такими разговорами, добавила дочь. – Он был такой…. Такой молодой, красивый, весёлый, и весь в белом! Прямо как на ваших с ним студенческих фотографиях… Значит, ему ТАМ хорошо? – опять осторожный взгляд на меня.
- Да, котёнок, папе ТАМ хорошо, а значит, и нам с тобою должно быть здесь хорошо, должно становиться ещё лучше и лучше! – абсолютно легко и свободно улыбнулась я и крепко – крепко прижала к себе самого родного человека на земле.
Удивлённая моим неожиданным спокойствием и не избалованная моими ласками, дочка растроганно всхлипнула и обняла меня за шею.
- Мамуль, ты, главное, не волнуйся, у нас всё будет отлично! Я очень – очень тебя люблю! – прозвучали долгожданные и самые прекрасные слова.
- Я тебя тоже, милая, - расцеловав дочурку, всплакнула и я , и пошла на кухню ставить чайник, чтобы сделать Лерке её любимый утренний кофе…..
Comments